Его благоукрашением занималась Российская академия художеств, которая пригласила преподавателей и выпускников факультета церковных художеств ПСТГУ принять участие в этом грандиозном международном проекте.

Храм Святого Саввы в Белграде — это один из символов независимой Сербии и особо почитаемое место Сербской Православной Церкви. Он является одним из самых больших православных храмов в мире: его ширина и длина составляют 81 и 91 метр, высота – 79 метров, площадь – 7570 кв. метров, вместимость — 10 000 человек. Храм святого Саввы является знаковым для Сербии и ее истории и подчеркивает то огромное значение, которое сербы придают личности святого Саввы (1175 – 1236), первого сербского архиепископа и национального героя.

Строительство храма началось в 1894 году на месте сожжения в 1594 году мощей святого Саввы турецкими властями, а образцом для него послужил собор Святой Софии в Константинополе, ныне превращенный турецкими властями в мечеть. Работы по возведению храма начались в 1935 году и, прервавшись с началом Второй мировой войны, были возобновлены только в 1984 году. С 2004 года в возведенном храме начались отделочные работы, которые продолжались 16 лет.

Объем работ по благоукрашению храма был просто колоссальным, и для его выполнения были привлечены российские художники.

К 2015 году в Российской Академии Художеств (РАХ) был создан проект мозаичного убранства храма. Проект начал разрабатываться с участием академика РАХ, заведующего кафедрой монументального искусства факультета церковных художеств ПСТГУ Евгения Николаевича Максимова; далее все проектные работы были продолжены и завершены народным художником России Николаем Александровичем Мухиным, под руководством которого и начались работы по декору храма.

Огромная и кропотливая работа по созданию мозаик храма, общая площадь которых составляет 15 000 кв. метров, была закончена в сентябре 2020 года. В их изготовлении принимали участие 70 художников из России и Сербии. Мозаики храма святого Саввы Сербского состоят приблизительно из 52 млн. кусочков смальты, вес которых составил свыше 320 тонн! Изначально мозаики создавались в России, где для них в Российской Академии художеств были созданы специальные мастерские; потом мозаики перевезли в Сербию, собирали и устанавливали в храме.

Среди мастеров, которые под руководством Николая Александровича Мухина трудились над мозаиками, были преподаватели и выпускники факультета церковных художеств ПСТГУ, в том числе преподаватели кафедры монументального искусства: Светлана Викторовна Васютина, Юлия Вячеславовна Горяная, Глеб Владимирович Шеховцев, Виктория Витальевна Самсонова и др. Например, над образом Спасителя из композиции «Вознесение» в куполе храма работала бригада под руководством старшего преподавателя кафедры монументального искусства Светланы Викторовны Васютиной, а в составе бригады были выпускники этой кафедры. Этой же бригадой были выполнены мозаики «Распятие» и «Ангел у Гроба Господня» для главного алтаря храма. Довольно много выпускников факультета церковных художеств ПСТГУ участвовали и в других бригадах по изготовлению мозаик — площадь мозаики только купола, выполненная из стекла и натурального камня, составила 1230 кв. метров!

Николаем Александровичем Мухиным был также разработан проект иконостаса, для создания которого требовались квалифицированные специалисты, способные не только на высоком художественном уровне написать иконы, но и сделать это в лучших традициях церковного искусства Сербии, чтобы они были бы приняты сербским сердцем. Представители Сербской Православной Церкови просили, чтобы иконы были написаны в стиле сербской живописи XIII – XIV веков, – в это время в Сербии был расцвет церковной живописи, связанный с воцарением династии Неманей, родоначальником которой был очень почитаемый святой, преподобный Симеон (Мироточивый), в миру – великий жупан (князь) Стефан, отец святого Саввы.

Для выполнения такой сложной и масштабной работы Николай Александрович Мухин обратился к ректору ПСТГУ, протоиерею Владимиру Воробьеву, с просьбой, чтобы иконописцы и художники нашего университета участвовали в написании икон для иконостасов храма святого Саввы: центрального и двух приделов храма — в честь брата Саввы Сербского, святого Стефана Деспота, первого венчанного на царство Царя королевства Сербского, и в честь мучеников Ермила и Стратоника, пострадавших во время турецкого ига в Белграде (всего порядка 60 икон).

Николай Александрович Мухин и представитель Сербской Патриархии специально приезжали в Главное здание ПСТГУ в Лиховом переулке, чтобы посмотреть работы иконописцев ПТСГУ, выставленные на экспозиции и в Соборной палате, а также ознакомиться с росписями храмов, выполненными преподавателями университета. Особый интерес вызвала дипломная работа Пафнутия Недоступенко, выпускника факультета церковных художеств мастерской Марии Олеговны Глебовой, – копия Хиландарской иконы Божией Матери из сербского монастыря на Афоне.

По итогам этого визита художественная мастерская факультета церковных художеств ПСТГУ была выбрана в качестве исполнителя работ по написанию икон для храма святого Саввы. Основной состав бригады состоял из 15 человек – преподавателей и выпускников факультета церковных художеств. В нее вошли преподаватели Светлана Викторовна Васютина, Лариса Георгиевна Гачева (руководитель художественной мастерской ФЦХ ПСТГУ), Олег Сергеевич Кириллов, Наталья Сергеевна Пискунова; а также сотрудники художественной мастерской Евгений Сергеевич Колесников, Марина Витальевна Ягодина, Марина Александровна Грачева, Ольга Юрьевна Скопец; выпускники Мария Владимировна Громова, Татьяна Владимировна Трепова, Лариса Федоровна Корец, Александр Васильевич Архипов, Татьяна Николаевна Андросова и выпускник иконописной школы МДА Максим Николаевич Буровский. Пафнутий Недоступенко также вошел в состав бригады и писал образ Божией Матери в придел святого Стефана Деспота.

Для написания икон иконописцам пришлось более углубленно изучить традицию Сербской церковной станковой и монументальной живописи, фрески монастырей Студеница, Милешева, росписи косовских монастырей Высокие Дечаны, Грачаница и Печская Патриархия, многие из которых были выполнены византийскими художниками из Салоник Михаилом Астрапасом и монахом Евтихием, творившими с 1294 по 1317 гг. и считающимися создателями отдельного направления в церковной живописи Сербии.

Окончательная стилистика икон для храма была разработана под руководством Николая Александровича Мухина. Работа с ним проходила в очень тесном контакте – обсуждался каждый этап: эскизы, рисунок, цветовое, колористическое решение — роскрышь, и уже дальнейшее написание образов, разработка одежд и орнаментов, шрифт и прочие детали. Кроме основного состава бригады, к вспомогательной работе привлекались другие преподаватели и выпускники факультета церковных художеств, которые занимались золочением, написанием шрифтов, выполнением орнаментов: Оксана Владимировна Ананьева, Ольга Анатольевна Белкина, Мария Николаевна Голегузова, Иван Дмитриевич Кадуров, Анна Сергеевна Михайлина, Екатерина Сергеевна Сотникова, Ольга Вячеславовна Стильве, Александра Андреевна Тюрина, Владимир Евгеньевич Щипанов, Анастасия Шмырева.

Следует отметить, что все иконы для храма святого Саввы были написаны в очень сжатые сроки, менее чем за год - работа на досках началась только в конце января 2020 года и была закончена уже в начале осени. Готовые иконы были переданы Российской Академии художеств, которая отправила их в Сербию на установку в иконостас храма святого Саввы.

На выборах Патриарха Сербского новый благоукрашенный храм святого Саввы с великолепными мозаиками и иконами, выполненными в лучших традициях сербского церковного искусства, предстал во всем своем величии — теперь в нем будут проходить все значимые события Сербской Православной Церкви. Святые образы, украшающие новый храм, соединили в себе ее настоящее и прошлое и сами уже стали достоянием истории и свидетельством высокого мастерства российских церковных художников.

Источник: pstgu.ru