В прошедшем 2017 году в Худождественной Мастерской ПСТГУ было написано несколько аналойных  икон новых сятых. Над образами  священномученика Филумена святогробца и преподобномученицы Марии Гатчинской работало одновременно несколько иконописцев - преподавателей и выпускников Факультета Церковных Художеств ПСТГУ. Каждый из иконописцев  разрабатывал  иконографию, изучал  сохранившиеся  фотографии святых, разрабатывал авторские эскизы, поэтому иконы получились разные,  как по стилистике так и по художественному решению.

Публикуем их фотографии, и одновременно помещаем житие этих святых.

Священномученик Филумен святогробец

СВЩ, МЧ ФИЛУМЕН (Иконописец Грачева М.)
СВЩ,МЧ, ФИЛУМЕН ( иконописец Грачева М.)
СВЩ,МЧ, ФИЛУМЕН (иконописец Бусыгина М.)
СВЩ, МЧ ФИЛУМЕН (иконописец Пискунова Н.)
СВЩ, МЧ ФИЛУМЕН (иконописец Ягодина М.)
СВЩ,МЧ, ФИЛУМЕН (иконописец Гулис О.)
СВЩ,МЧ, ФИЛУМЕН (иконописец Вениченко М., Колесникова М. )
СВЩ,МЧ, ФИЛУМЕН (иконописец Гончарук Б.)

Святой Филумен[1]  родился в 1913 году близ Левкосии на Кипре и был одним из тринадцати детей в семье. С самого раннего возраста святой выказывал великое благочестие. Когда ему исполнилось 12 лет, он тайно бежал из родительского дома со своим братом-близнецом, чтобы поступить послушником в монастырь Ставровуни. Там они оставались на протяжении пяти лет, а потом отправились в Палестину, желая посвятить себя служению Церкви (1930).

Приняв монашеский постриг с именем Филумен, святой по окончании обучения в Патриаршей гимназии стал членом Святогробского братства хранителей святых мест. Будучи рукоположен в священный сан, святой Филумен усердно исполнял различные послушания, которые поручал ему Патриархат.В 1977 году святой Филумен был наречен игуменом обители при Кладезе Иакова[2] , возле которого Христос встретился с самарянкой (см.: Ин. 4: 6). И здесь святой проявил отличавшую его пастырскую ревность и сразу же занялся сбором средств и получением необходимых разрешений на постройку церкви святой Фотинии над колодцем, которая оставалась неоконченной со времен Первой мировой войны.

Святой Филумен отличался мягким и приветливым характером, его связывали мирные отношения как с христианами, так и с мусульманами и иудеями. Он даже позволил иудеям приходить каждую неделю ко Кладезю Иакова, чтобы совершать там моления. Однако вскоре некоторые из иудеев потребовали убрать из часовни все иконы и священные предметы, будто бы мешающие им молиться. Святой Филумен отказался, и в ответ посыпались угрозы.

16 ноября 1979 года, когда отец Филумен один совершал вечерню в часовне, два иудея набросились на святого, нанесли топором в лицо две крестообразные раны, выкололи глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Не удовольствовавшись убийством кроткого священника, они осквернили храм: разрубили распятие, разбросали и осквернили священные сосуды и совершили другие кощунства. Наконец, взорвав в часовне гранату, они бежали. Наутро сторож-араб обнаружил тело святого в крови, следы которой по сей день видны на стенах храма во свидетельство веры во Христа. Ведь именно в этих местах Господь возвестил, что тем, кто последует за Ним, Он даст воду, которая сделается источником воды, текущей в жизнь вечную (см.: Ин. 4: 14).

Тело святого Филумена, оставшееся нетленным и сотворившее уже немало чудес, покоится в часовне при церкви святой Фотинии. Храм, над которым столько потрудился священномученик Филумен, был освящен в 2009 году.

[1]  Имя священномученика Филумена внесено в Месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви 5 марта 2010 г. Прославление этого святого совершено Иерусалимской Православной Церковью.

Святая Преподобномученица Мария Гатчинская

ПРП М ЦА МАРИЯ ГАТЧИНСКАЯ (Иконописец Голегузова М.)
ПРП М ЦА МАРИЯ ГАТЧИНСКАЯ (иконописец Грачева М.)
ПРП.МЦА. МАРИЯ ГАТЧИНСКАЯ (Иконописец Ложкина О.)
ПРП.МЦА.МАРИЯ ГАТЧИНСКАЯ ( иконописец Ягодина М.)
ПРП.МЦА. МАРИЯ ГАТЧИНСКАЯ (иконописец Голегузова М)
ПРП М ЦА МАРИЯ ГАТЧИНСКАЯ (иконописец Рябинкина Ю.)
ПРП.МЦА. МАРИЯ ГАТЧИНСКАЯ (иконописец Грачева М.)

Преподобномученица Мария родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье владельца сургучной фабрики, купца Александра Ивановича Лелянова и в крещении была наречена Лидией. Отец скончался, когда Лидии исполнилось три с половиной года, а ее сестре Юлии полтора года, и они остались на попечении матери и старших братьев.

Лидия училась в женской гимназии, но незадолго перед ее окончанием она заболела энцефалитом, вследствие чего у нее развилась болезнь Паркинсона, а затем ревматизм и подагра. Сдавать выпускные экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Родные предприняли много усилий, чтобы помочь девушке, показывали ее знаменитым отечественным докторам, возили за границу для консультаций с европейскими специалистами, но никто не смог ей помочь.

Болезнь приняла тяжелые и неизлечимые формы, и в 1909 году по совету врачей семья переехала в город Гатчину. В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне и покорилась; благодаря этим страданиям, она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную. После того как мать и братья скончались и Лидия осталась жить с сестрой Юлией, им стали помогать поселившиеся у них в квартире единомысленные с ними православные женщины. Кроткую больную часто посещало духовенство, у ее постели служились молебны, и даже образовался кружок женщин, которые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах. При полной неподвижности тела и даже лица, способность речи у Лидии сохранилась: она говорила с полузакрытым ртом, как бы сквозь зубы, стараясь произносить слова медленно и раздельно, чтобы быть правильно понятой.

Долгое и смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, и Господь наделил ее дарами прозорливости и духовного утешения. Со временем к ней стало приходить много народа, чтобы испросить совета и с просьбой помолиться; приходили не только миряне, но и священники, и архиереи. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский)[1]благословил постричь подвижницу в монашество. В 1922 году в городе Гатчине на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в храме Покрова Божией Матери при огромном стечении народа архимандрит Александро-Невской Лавры Макарий (Воскресенский)постриг еев мантию с именем Мария.

Каждый день ее посещало множество народа; люди ожидали очереди в прихожей, многие приносили ей продукты и деньги, которые она в свою очередь раздавала нуждающимся. По воспоминаниям профессора Ивана Михайловича Андреева, монахиня Мария имела огромный дар утешения и исцеления скорбящих душ. Вот «юноша, унывавший после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший о смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая»[2].

Посетивший монахиню Марию в марте 1927 года профессор Иван Андреев пожаловался ей на одолевавшую его тоску, которая длилась иногда до нескольких недель и от которой он не знал средства избавиться. «“Тоска есть крест духовный, – ответила ему монахиня Мария, – посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, то есть после покаяния впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое душевное страдание: надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или – со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть… подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой – в умиление прийти надо, а тогда – тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся…”

От этих слов матушки Марии у меня в душе точно кто операцию сделал и удалил опухоль духовную… И вышел я другим человеком»[3], – вспоминал профессор.

Монахиня Мария (Лелянова)

Незадолго перед своим арестом и мученической кончиной у подвижницы побывал митрополит Петроградский Вениамин, который, подарив ей свою фотографию, написал: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного»[4].

В начале 1932 года безбожники приступили к арестам монахов и монахинь ранее закрытых монастырей.

«В условиях обостренной классовой борьбы и ожесточенного сопротивления, оказываемого контрреволюционными элементами развитию социалистических форм хозяйства, активную роль играют церковники… пытаясь всяческими способами противодействовать и мешать делу социалистической стройки… – писали сотрудники Ленинградского ОГПУ. – Несмотря на то, что монастыри в разное время были официально закрыты, – монахини… этих монастырей поддерживали их в скрытом виде и представляли из себя хорошо организованные группы контрреволюционного и антисоветски настроенного реакционного монашества, которые группировали вокруг себя контрреволюционные элементы, как-то: бывших людей, кулаков, лишенцев, полицейских и т. д.

Общежития монахинь скрытых монастырей посещались в большом количестве как местным населением, так и приезжими из других районов. Среди этих посетителей… монахини вели антисоветскую агитацию и распространяли провокационные слухи, направленные против советской власти и мероприятий таковой.

В целях предотвращения дальнейшей антисоветской работы контрреволюционных групп монашествующих Ленинградским оперсектором ОГПУ в феврале… 1932 года была проведена операция, в результате которой арестованы…»[5] семьдесят шесть человек.

«Закрывшееся в 1922 году… Покровское подворье Пятигорского женского монастыря фактически продолжало существовать до последнего времени, причем монахини указанного подворья, продолжавшие проживать в домах подворья, своею жизнью, как духовной, так и бытовой, ни в чем не изменились»[6].

«Духовно монахини ликвидированного подворья… группировались около так называемой матери Марии, болеющей ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет настолько в сильной форме, что больная находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни… Ее посещают в большом количестве посетители не только из городского населения, но и крестьяне и приезжие из разных мест с целью получить от нее совета, как поступать в тех или иных постигших их неудачах…»[7]

Монахиня Мария была арестована 19 февраля 1932 года. При аресте двое сотрудников ОГПУ подошли к постели монахини и, ухватив ее за вывернутые руки, поволокли по полу и по земле, а затем, раскачав за руки и за ноги, забросили в кузов грузовика. Однако нахождение монахини Марии в тюрьме из‑за ее болезни было в то время невозможно, и ее поместили в тюремную больницу, здесь следователь и допросил ее. Подтвердив, что она является сторонницей митрополита Иосифа (Петровых), монахиня Мария сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть, – ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет… Я считаю, что за власть молиться нужно в том случае, если это власть»[8].

Свидетели, допрошенные следователями ОГПУ, единодушно показали, что в городе и окрестностях монахиню Марию все считают святым человеком, наделенным от Бога даром прозорливости. 22 марта 1932 года Выездная сессия Коллегии ОГПУ приговорила монахиню Марию к лишению «права проживания в Московской, Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском округе, Северо-Кавказском крае, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничных округах сроком на три года… с прикреплением к избранному месту жительства»[9].

Монахиня Мария скончалась 17 апреля 1932 года в тюремной больнице в Петрограде и была погребена на Смоленском кладбище.

В 1981 году была причислена Русской Зарубежной Церковью к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских как новопреподобномученица Мария Гатчинская.

17 июля 2006 года канонизирована Русской православной церковью – включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии.

26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга и помещены в Гатчинском Павловском соборе